Вице-премьер России Аркадий Дворкович в начале сентября утвердил план мероприятий по контролю движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам, документ опубликован на сайте правительства РФ.

В документе, в частности, предусмотрено создание на всей протяженности автодорожной сети России 387 пунктов автоматизированного весогабаритного контроля с функцией фото- и видеосъемки. Такая установка позволит в автоматическом режиме определять вес и габариты проезжающего автотранспорта и передавать данные в ГИББД для формирования штрафной квитанции.


Согласно дорожной карте, подписанной Аркадием Дворковичем, документы на организацию этих пунктов должны быть внесены в правительство не позднее первого квартала 2020 года, ответственными за реализацию мероприятия назначены Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и государственная компания "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор").


Как сообщили Gudok.ru в Росавтодоре, агентство уже реализует программу по улучшению системы контроля веса и габарита грузовиков. В 2015 году на федеральных трассах установили 16 пунктов автоматического контроля на федеральных трассах в Московской, Свердловской и Костромской областях, к 2018 году планируется открыть еще 127 таких пунктов.


По подсчетам Росавтодора, один грузовик, нарушающий норматив, приносит автодороге такой же ущерб, как 50 тыс. легковых автомобилей. При этом сегодня около 30% тяжеловесного транспорта нарушают существующие нормы, что приводит к ежегодному ущербу автомобильным дорогам страны приблизительно на 2,4 трлн руб. Автоматическая система контроля позволит в безостановочном режиме проверять каждый автомобиль, проходящий через весы, и определять нагрузку на оси, массу и габариты, а средства нарушителей пойдут на восстановление дорог, отмечают в ведомстве.


По оценкам заместителя руководителя Росавтодора Игоря Астахова, средняя стоимость одного такого пункта — 20—30 млн руб., а это значит, что на строительство всех 387 объектов потребуется 7,7—11,6 млрд руб. За счет каких средств эти работы будут осуществлены, чиновники пока не определили. "Пока преждевременно об этом говорить, так как возможны различные варианты, — говорит Игорь Астахов. — Возможно как бюджетное финансирование, так и концессия, то есть привлечение инвесторов. Данный вопрос еще находится в стадии проработки".


По его словам, строительство пилотных пунктов автоматизированного весогабаритного контроля осуществлялось в рамках проектов реконструкции трасс за счет федерального бюджета. Это стало возможным потому, что ремонт и содержание автодорог сегодня является единственным защищенным направлением финансирования, уточнили в Росавтодоре. До конца 2015 года органы контроля и владельцы дорог наладят систему электронного взаимодействия. В настоящий момент уже согласована форма информации, передаваемой из системы мониторинга в ГИБДД и сформирован формат постановления по делу об административном правонарушении.


В пресс-службе ГК "Автодор" не смогли пояснить Gudok.ru, сколько компания планирует установить пунктов весогабаритного контроля и на каких дорогах, а также ничего не сказали о стоимости и источниках финансирования проекта.


По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, затраты на систему весогабаритного контроля имеют прямую финансовую окупаемость, поэтому наверняка уже разрабатываются схемы реализации с привлечением инвесторов. "Транспортные средства с перегрузом — это грузовая база, ушедшая с речного транспорта и железной дороги. Поэтому правительство стремится ограничить эти процессы весовым контролем и штрафами", — считает эксперт.


Крупные участники рынка грузовых автоперевозок поддерживают инициативу правительства, поскольку она направлена на повышение ответственности перевозчиков за нарушение установленных правил. Тем не менее начальник управления организации грузовых перевозок по России представительства транспортной компании DPD в России Сергей Власов полагает, что возможны и негативные последствия. Например, специальные технические средства могут выдавать ошибочные данные измерений, есть вероятность задержки в доставке важных грузов при сбоях в работе системы.


Необходимость контролировать перевес признал и руководитель службы транспортной логистики Первой экспедиционной компании Игорь Алексашов. Чем лучше будет продуман и автоматизирован процесс весогабаритного контроля, тем сильнее это повлияет на минимизацию коррупционной составляющей, уверен он. "Перевозчики и грузовладельцы станут дисциплинированнее. Никто не станет намеренно перегружать машину двойной нормой, так как штрафы не заставят себя долго ждать", — считает Алексашов.

1 1 1 1 1
Рейтинг 5.00 [13 Голоса (ов)]